Советы педагога-психолога
Подготовка к школе
Готовность к обучению в школе – это такое развитие качеств и свойств ребенка дошкольного возраста, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
Готовность к обучению в школе включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень созревания у ребенка мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребенка низкая функциональная готовность, то в школе он может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с перегрузками. При этом у ребенка возможен достаточно высокий уровень развития внимания, интеллекта, речи и т.д., но отсутствие функциональных условий делает образование рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает также развитие мелких (кистевых) и крупных движений, развитие органов чувств, запас знаний о соблюдении основных гигиенических норм: правильной позе за столом, осанке, режиме дня...
Другой важной составляющей готовности к обучению в школе является произвольная готовность – способность ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу, способность ребенка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, которое требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования. Главным показателем в развитии произвольности является определенный уровень организованности, умение подчинять свои действия требованиям "надо", а не "хочу".
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребенка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребенка формируется положительная внутренняя позиция к учебе. С точки зрения психологии ребенок готов к школе, если он сам стремится быть школьником.
В ходе обучения в школе у ребенка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у ребенка дошкольного возраста может быть сформирован достаточный уровень развития интеллектуальной готовности, у ребенка сформирован запас определенных знаний, он ориентируется в пространстве, то есть знает, как пройти в школу и обратно, до магазина...; ребенок стремится к получению новых знаний, то есть он любознателен.
К моменту поступления в школу у ребенка формируются навыки общения со сверстниками и взрослыми. Если ребенок дошкольного возраста достаточно развит в этом отношении, говорят о социально-психологической готовности к обучению в школе. Хорошо, если ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми; в общении нет проявлений агрессии, а при ссоре с другим ребенком умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок понимает и признает авторитет взрослых; ребенок понимает, что хорошо, а что – плохо.
Таким образом, подготовка к школе - это сложный, многокомпонентный процесс, который предусматривает развитие у ребенка многих качеств и свойств. Ребенка нельзя "натренировать" быть школьником, его можно постепенно подготовить к новому виду психологических отношений. Правильная подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста представляет собой игру в школу, которая постепенно переходит в реальные социальные отношения.
Часто задаваемые вопросы по подготовке детей к школьному обучению
Вы спрашиваете… Мы отвечаем…
Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»?
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоцианально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание детей, чувства, создаст положительную установку на учёбу в школе.
Насколько важна физическая готовность ребёнка к обучению в школе?
Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребёнка ловкость, координацию, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточного развития мышц у ребёнка возникают описки, пропуски букв.
Почему ребёнку трудно управлять своим поведением?
Ребёнку 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него ещё недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка: внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь им устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в учреждении дошкольного образования и в школе?
При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в учреждении дошкольного образования они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых отношений в школе.
Как воспитывать у ребёнка дошкольного возраста «чувство долга»?
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга», главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен…сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, вашу любовь и понимание.
Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для детей дошкольного возраста?
Ребёнок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. Родители должны твёрдо придерживаться принятого решения. Нужно помнить и то, что ребёнок воспринимает фильм не как взрослый, поэтому лучше смотреть телевизионную передачу вместе и обсуждать с ребёнком впечатления от увиденного.
Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом?
Главная причина – у ребёнка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно используя интересные игры, модели слова – тогда ребёнок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображённом. Развивая речь ребёнка. Важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления
Развитие познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста
Родителям на заметку
Дети 5-6 лет умеют передавать характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т.д.), воспринимают оттенки и изменения цвета при их изображении.
Развитие временных представлений у ребенка 5-6 лет включает в себя знания:
- названий частей суток;
- названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра;
- названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года (Если ребенок испытывает затруднения в определении последовательности месяцев, рекомендуется чтение и заучивание наизусть произведения С. Маршака «Круглый год». Необходимо, чтобы ребенок не просто заучил названия месяцев, а осознал смену времен года. Лучшим учебником для этого станут прогулки и наблюдения. Можно сделать фотографии знакомого уголка двора в разные поры года и, внимательно рассматривая их с ребенком, отметить все изменения, которые произошли в природе. Очень важно, чтобы на фотографиях было запечатлено одно и то е место. Ребенок должен усвоить самые простые вещи. Например, то, что за днем наступает вечер, а за ночью – утро. Всегда говорите «спокойной ночи» и «доброе утро» - это самый простой способ помочь разобраться во времени суток. Необходимо помочь ребенку осознать, что день, вечер, ночь и утро – это части целого – одних суток. Прочитайте «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца).
У ребенка 5-6 лет должно быть сформировано представление о пространственных отношениях между предметами.
Формирование пространственного восприятия у детей связано с развитием речи, способностью активно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения, выраженные предлогами (над, под, на, около, перед, за), наречиями (слева, справа, внизу, вверху). При работе с иллюстрацией учите ребенка определять расположение предмета более конкретно: находится справа от… и около…; возле…, ближе к… и т.д. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно их называть, в том числе при выполнении различных трудовых операций. Большую роль в развитии пространственного восприятия играют конструирование и лепка, а также графические диктанты.
Ребенок 5-6 лет может удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания детей 5-6 лет.
Ребенок 5-6 лет должен находить различия между предметами, исключать из предложенной группы лишний. Например, задание «Четвертый лишний» (мышление).
Развитие зрительной кратковременной памяти:
- предложите ребенку рассмотреть серию из 10 картинок в течение 10-20 секунд. При воспроизведении слов по памяти учитывайте количество названных предметов (повторы не берутся во внимание так же, как и названные предметы, которых на картинках не было).
У ребенка необходимо формировать фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
Ребенка надо учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, середине, конце).
Развитие фонематического слуха важно для успешного обучения чтению и письму. Дети могут путать близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. Заучивание стихов помогает не только улучшить память, но и расширить словарный запас. Даже самые маленькие дети с удовольствием слушают рассказанные с чувством стихотворения, запоминают отдельные строки и повторяют их за чтецами. Когда читаете хорошо знакомые ребенку стихотворения, делайте паузу и просите ребенка подобрать следующее слово. Такое «сочинительство» развивает чувство рифмы и словарный запас. Играйте с детьми и учите их сочинять стихи.
Перед началом любой игры со звуками сделайте вместе с ребенком несложную разминку для язычка:
- Посоревнуйтесь: кто может достать языком до носа? До подбородка? Повторите несколько раз.
- Языком под губами сделайте несколько вращательных движений влево вправо (язык между губами и зубами).
Ребенок 5-6 лет должен знать названия основных профессий людей, объяснять, чем занимаются люди той или иной профессии. (Обязательно расскажите ребенку о своей профессии, о профессиях бабушек и дедушек).
К 5-6 годам дети способны определять на слух количество звуков в слове.
Ребенка нужно учить использовать в речи сложные предложения. Необходимо обучать ребенка разным типам высказывания: описанию, повествованию с использованием элементов рассуждения («Мне нравится зима, потому что…»). Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Ребенок должен уметь подбирать обобщающие слова (давать название группе предметов). Ребенка нужно учить правильно согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, использовать в речи несклоняемые имена существительные (кенгуру, пальто, кино), образовывать новые слова из двух слов (сам и летать – самолет), однокоренные слова (лес – лесной, дочь – дочка, убежать – прибежать), составлять предложения.
У детей 5-6 лет встречаются ошибки в употреблении существительных во множественном числе, в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов, в согласовании существительных с числительными, местоимениями!!!
Ребенка нужно учить употреблять сравнительную степень имен прилагательных.(Для этого чаще используйте игровое упражнение «Незаконченное предложение»: Вы начинаете предложение, а ребенка по образцу завершает, употребляя прилагательные в сравнительной степени. Исправляйте ошибки ребенка тактично, не смейтесь над ним).
Дети 5-6 лет могут сочинять описательные и повествовательные рассказы с опорой на наглядный материал.
Поэтому рекомендуется упражнять ребенка в составлении элементарных описаний (перечислении предметов, признаков и т.д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функции).
Ребенок может составлять рассказ на заданную тему, по картинке или серии картинок, свободно пересказывать сказки, мультфильмы и т.д. Чаще предлагайте ребенку темы для составления рассказов. Например: о своем друге (подруге), домашнем питомце, маме (папе, бабушке и т.д.), любимой еде, игрушках, временах года. Следите, чтобы рассказ не сводился к простому перечислению признаков. Рассказ-описание должен иметь соответствующую структуру: вступление, основную часть и заключение. Так же при составлении рассказа следите, чтобы ребенок избегал повторов.
Ребенок должен понимать смысл воспринятого на слух текста и уметь подробно пересказывать небольшие рассказы.
Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, различать количественный и порядковый счет, узнавать цифры. Можно предложить счет от 4 до 8, от 9 до 5 и т.д. (Можно научить ребенка сравнивать предметы, не пересчитывая их. Для этого нужно составить пары из предложенных предметов).
Способность классифицировать предметы по определенному признаку говорит о том, что ребенок умеет находить сходства и различия между ними!!!
Учите ребенка регулировать силу нажима карандаша и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображения.
От степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Эти процессы влияют друг на друга. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развивает глазомер, активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Уровень развития крупной моторики можно определить с помощью простых жестов (стояния с закрытыми глазами в течение 10 секунд на одной ноге, прыжки т.д.).
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Мелкие мышцы и пальцев у детей 5-6 лет еще слабые, и рука быстро устает, поэтому в работе с ребенком необходимо делать перерывы. Тренировка мелкой моторики поможет ребенку не только научиться красиво писать: рисование и раскрашивание картинок положительно влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка!!!
Умение регулировать и планировать свою деятельность создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, пунктуальность.
Чем быстрее ребенок начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он легко запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.
Необходимо обращать внимание на отношение ребенка к заданию, понимание инструкции, следование ей.
Ошибки, которые ребенок может допускать в ходе выполнения заданий, исправляйте спокойно и доброжелательно.
Помните, что грубым или неосторожным замечанием Вы можете нанести психическую травму, подорвать его веру в свои способности!!!
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребёнком дома?
Домашние занятия. Особенности их проведения
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику.
Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол!!!
- Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.
- Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания!!! То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего ребенка можно постоянно. Например, когда Вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.
- Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка!!! Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Если Ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для Вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Учимся правильно держать ручку
Чем грозит неправильное положение ручки?
Привычка держать ручку неправильно становится причиной быстрой утомляемости на диктантах, плохого выполнения чертежей. Эти нюансы затрудняют психологическую адаптацию к школе, вызывают комплексы, нежелание учиться.
Вслед за почерком ухудшается осанка: строчки при ошибочном захвате ручки не видно, поэтому школьник сидит не прямо, а приподняв плечо рабочей руки. Искривление позвоночника и ухудшение зрения — последствия такой позы при письме.
Хорошо, если родители вовремя заметят, что ребенок неправильно держит карандаш!!!
Насторожить должны следующие особенности:
- Верхний кончик карандаша направлен к лицу ребенка;
- Пальчики при захвате расположены вплотную к бумаге или наоборот очень высоко, что создает дискомфорт;
- Указательный палец при письме расположен выше большого;
- Создавая рисунок, юный художник передвигает альбомный листок, а не карандаш;
- Сила нажима чересчур слабая или сильная — грифель едва касается бумаги или рвет ее.
Ошибки при захвате письменных принадлежностей быстро входят в привычку, поэтому исправлять их нужно сразу. Правильные навыки не формируются за один день, придется запастись терпением.
Подготовка руки к письму
Взрослые не заостряют внимание на положении пальцев при письме, машинально держа руку так, как привыкли с детства. Дошкольнику придется много раз объяснять, как правильно держать ручку при письме:
- пишущую принадлежность кладут третью фалангу среднего пальца, фиксируя указательным и большим. Оставшиеся два пальчика дети обычно поджимают.
Тренировать положение руки нужно с младшего дошкольного возраста, когда ребенок знакомится с мягкими карандашами, кисточками, пластилином. Правильно отщипывать пластичную массу тремя пальцами, это отрабатывает будущий зажим.
Для формирования моторных навыков будут полезны такие занятия:
- Изготовление бус и гирлянд из мелких шариков, бисера, стекляруса, а также просто перекатывание их пальцами;
- Шнуровка ботинок;
- Штриховка и дорисовывание картинок, узоров;
- Сборка различных моделей из деталей конструктора;
- Вырезание снежинок и фигур из бумаги;
- Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде;
- Пальчиковая гимнастика.
Примерно к 4-м годам дети окончательно определяются, какая рука — рабочая. Одновременно запоминается ее положение при письме.
В 6 лет ребенок должен уметь писать печатные буквы.
Можно или нет разрешать ребёнку считать на пальцах?
«Счет на пальцах: надо ли учить этому детей»
Вот четыре основные причины, которые западные педагоги приводят в пользу умения складывать и вычитать в уме:
- Пальцы – это не более, чем визуальная поддержка, конкретный пример такого абстрактного по своей сути понятия как числа. Части тела не должны превращаться в заменитель универсальных идей. Ребенок должен понимать, что «один» и «два» могут быть воплощены в любых предметах, а не только руках.
- Счет в уме тренирует мозг и память. Дети, постоянно практикующие такой способ математических операций, обычно успевают в школе лучше тех, кто пользуется руками и счетами.
- Использование предметов быстро исчерпывает само себя и делает вычислительный процесс долгим и медленным. Напротив, чем больше школьники выполняют сложение и вычитание в уме, тем большую сноровку они приобретают и тем меньше времени у них уходит на поиск ответа.
- С течением времени дети начинают стесняться перебирать костяшки кулачков в присутствии всего класса. Плохо, если у них нет в запасе других способов, как сложить два и пять или отнять от восьми три.
Как помочь ребенку перейти к более совершенным и быстрым арифметическим методам? Как можно научить считать без пальцев, если к ним уже сформировалась привычка?
Вот несколько рекомендаций:
- На первых порах используйте другие предметы – фрукты или печенье. Старайтесь, чтобы домашние занятия проходили максимально весело и интересно, еда в этом – большое подспорье. Вот, к примеру, развивающая игра «Печенюшки», — такое увлекательное занятие поможет быстро освоить счет.
- Учите вычислениям в уме медленными темпами и на простых примерах. Сначала разбирайте, сколько будет, если к любому числу прибавить или отнять единицу. Затем переходите к двойке, потом – тройке и т.д.
- Побольше используйте наглядных материалов – карточек с ситуациями, которые иллюстрируют математические примеры и их решение.
Как научить ребенка писать буквы? Что именно нужно делать?
Чтобы от зигзагов и каракуль поскорее перейти к красивым и ровным буквам....
1. Прежде всего, имеет смысл поработать над укреплением мышц кистей и запястий. Кроме самого письма, этому способствует работа ножницами и игры с пластилином и тестом – пусть эти занятия будут у вас в приоритете.
2. Чтобы ребенку было удобнее держать карандаш, остановите свой выбор на тонких инструментах и избегайте излишне толстых.
Правильно держать карандаш нужно так: на среднем пальце, прижимая сверху указательным и поддерживая большим. Особенно сложно придется левшам – ведь они прикрывают рукой только что выведенные черточки. Им стоит держать ручку как можно дальше от кончика.
3. Не забывайте о работе двух рук. Обычно детям сложно одновременно одной рукой держать ручку, а другой – бумагу. Вместо стола можно использовать мольберт или парту с покатой крышкой – хотя это немного усложнит задачу, малыш приучится к необходимости двуручной деятельности.
Переходим к практике того, как научить ребенка писать буквы:
-
- Напишите на глазах ученика слово-образец – пусть ребенок следит за тем, как Вы это делаете. Лучше всего начать с короткого варианта имени вашего почемучки – «Ваня» или «Саша», это поможет создать ему дополнительную мотивацию;
- Повторите это же слово, но в виде последовательности точек или коротких отрезков. Пусть ребенок соединит точки вместе – так он будет практиковать палочки (короткие отрезки) и при этом «писать как взрослый». Эту процедуру можно выполнять снова и снова. Отлично подойдут для этого упражнения обводилки по точкам, а также другие тренировочные задания, материалы в разделе «Графомоторика» (можете перейти по выделенным синий ссылкам для домашних занятий с ребенком);
- Теперь просим ребенка написать слово самому;
- Следите за ходом работы и вовремя вносите в нее коррективы. Не ждите готового результата – вмешивайтесь еще на этапе совершения ошибки – так малышу будет легче запомнить, что правильно, а что – нет;
- Хвалите и поощряйте. Хорошая работа заслуживает леденца;
- Больше работы – лучше результат. Занимайтесь регулярно.
4. Пораньше приступайте к изучению алфавита – ведь это поможет запомнить форму букв. Используйте картинки на магнитах, алфавитные кубики, пазлы.
5. Разбивайте каждую букву на отдельные элементы – например, А – это три линии, Б – это две линии и полукруг и т.д. Так ребенку будет проще сосредотачиваться на малом, чтобы преуспеть в большом.
10 заповедей для родителей
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.