Дополнительные образовательные услуги (на платной основе)

"Весёлый каблучок" (4-5 лет)

Управление по образованию администрации Московского района г. Бреста

Государственное учреждение дошкольного образования 

«Детский сад № 34 г. Бреста»

 

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам «ВЕСЁЛЫЙ КАБЛУЧОК»

(художественный профиль, базовый уровень изучения

образовательной области «Хореографическое творчество»)

 

 

                                                                                                Разработчик:

                                                                                                Дроневич Татьяна Сергеевна,

                                                                                                музыкальный руководитель

 

                                                                                                 Возраст обучающихся: 4-5 лет

                                                                                                 Срок реализации программы: 1 год

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. И взрослый, и ребёнок – каждый любит танцевать. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

На занятиях дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. Воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется эмоциональная культура общения. Развивается фантазия, которая в свою очередь способствует развитию творческих навыков.

Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу кружка хореографии включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы-импровизации и сольные танцы.

Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к народной культуре, заряжают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.

В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо индивидуальные затруднения.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.

В обучении музыкально-ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню).

Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает всё занятие, регулирует движение.

Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать метроритм, динамику и темп произведений, овладевают разнообразными формами движения, исполняют с музыкальным сопровождением разминку, танцевальные композиции.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в танцевальном кружке очень полезны для физического развития: улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Программа рассчитана на один год обучения, адресуется обучающимся от 4 до 5 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность одного учебного часа – 20 минут. Форма обучения – групповые занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.   

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для развития личности ребёнка, его музыкально- двигательных способностей в процессе приобщения к различным видам хореографического искусства.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать музыкально-двигательные и творческие способности детей;
  • развить эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе активного слушания музыки разных жанров;
  • развивать воображение, образное мышление, активность и самостоятельность в создании движений в свободной пляске, коммуникативные способности.

Образовательные:

  • обучить детей танцевальным движениям;
  • совершенствовать исполнительское мастерство в движении по одному и в парах;
  • формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
  • формировать умение ориентироваться в пространстве;
  • формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;
  • способствовать формированию у детей общечеловеческой, национальной и музыкальной культуры;
  • формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
  • создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля знаний обучающихся:

− текущий (наблюдение, анализ, беседа, опрос и т.д.);

− итоговый (открытое, итоговое занятие, концерт, конкурс, праздник).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков, т.е. диагностика личного развития обучающихся, проходит через наблюдение за работой обучающихся на занятиях, праздниках, конкурсах. Результаты работы в течение года подводятся на итоговом занятии.

Ведущими методами обучения детей танцам являются:

  • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  • объяснение методики исполнения движения.

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

  • качественный показ;
  • словесное (образное)объяснение;
  • повторение.

Итогом занятий является непосредственно танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить пластичность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность. 

Формы организации обучения: коллективные занятия.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка. (3 минуты)
  2. Основная - делится на тренировочную (изучение нового, повторение, закрепление пройденного материала) и танцевальную(12 минут)
  3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и координирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Занятия направлены на общее развитие воспитанников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включает в себя лишь элементы видов танцев. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного, двух разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.

Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально–подвижные игры, упражнения на импровизацию.

Содержание образовательной области «Музыкальное искусство» включает: элементарные теоретические знания по музыкальной грамоте; сведения об искусстве танца и пластике человеческого тела; правила исполнения позиций рук, ног, осанки, грамотности в положении движения корпуса, головы; практическую деятельность как сочетание тренировочных упражнений и танцевальных движений классического, народно-сценического, эстрадного танца, импровизации; работу над танцевальным репертуаром, который должен содействовать формированию художественного вкуса и исполнительских навыков, воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, позитивных личностных качеств личности; участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации обучающихся.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

 

 

Количество учебных часов

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

2

1

1

1

Ритмика

15

4

11

2

Танцевальная азбука

14

4

10

3

Партерная гимнастика

3

1

2

4

Классический танец

9

3

6

5

Народный танец

9

3

6

6

Современный танец

9

3

6

7

Постановочная и

репетиционная работа

3

1

2

8

Концертная и фестивально-конкурсная деятельность

1

-

1

9

Воспитательная работа и социально-значимая деятельность

2

1

1

 

Итоговое занятие

1

-

1

 

Всего

68

21

47

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Организация работы объединения. Режим занятий. Цель и задачи. План работы объединения. Диагностика хореографических способностей. Правила безопасного поведения.

  1. Ритмика

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров.

Практика.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Упражнения на развитие мышечного чувства для кистей рук, для ног.

  1. Танцевальная азбука

Позиции рук, ног. Понятия: мелодия, поза, движение. Разминка на середине зала. Притопы.

Практика.

Упражнения для развития шеи и плечевого пояса. Упражнения для

развития плечевого сустава и рук. Упражнения на развитие поясничного пояса.

Изучение различного вида шагов: с носка, маршевый шаг на месте, шаги на полупальцах, легкий бег с поджатыми ногами, подскоки на месте и с продвижением.

Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: шеренга, колонна, круг.

Игра на ассоциации.

  1. Партерная гимнастика

Партерная гимнастика на занятиях. Её значение для включения в работу необходимых групп мышц. Соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений.

Практика.

Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «День – ночь», «Змейка» «Рыбка».

Упражнения, развивающие подъем стопы.

Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «Лодочка», «Корзиночка».

Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «Ножницы», «Уголок». Упражнения, развивающие выворотность ног: «Лягушка». Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага: «Растяжка с наклоном вперед», «Часы». Упражнения, развивающие

  1. Классический танец

Знакомство с основами классического танца. Изучение терминологии классического танца.

Практика.

Позиции ног (I, II, III,V, VI). Позиции рук (подготовительная, первая, вторая, третья).

Разучивание элементов классического танца на середине зала.

  1. Народный танец

Белорусский танец

Особенности белорусского танца (музыка, хореографический язык, характер исполнения). Основные положения рук и ног народного танца. Простые элементы белорусского танца.

Практика. Комбинации на середине зала с элементами белорусских танцев. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.

Русский танец

Особенности русского танца (музыка, хореографическая лексика, характер исполнения). Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса. Положения рук и головы в русском танце.

Практика.

Ходы. Полная присядка. Притоп. «Елочка» и «Змейка».  «Ковырялочка» (с подскоком и без подскока)

Украинский танец

Отличия в исполнении женских и мужских танцев. Элементы украинского танца. Положения ног, рук (мужские, женские).

Практика. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук. Отработка элементов украинского танца.

Цыганский танец

Особенности цыганского танца. Ходы и движения.

Практика.

Основной ход вперед. Ход с продвижением назад. Чечетка. «Дрожь» плечами (для девочек).

  1. Современный танец

История возникновения современного танца. Стили современного танца.

Практика.

Изолированные движения всех частей тела: головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. Приобретение навыков свободной пластики. Основные шаги. Основные движения корпусом. Прыжки. Движения в современных ритмах. Разучивание танцевальных комбинаций, этюдов. Построения танцевальных комбинаций на основе элементарных движений. Развитие координации. Комбинации шагов, прыжков, по диагонали и в пространстве. Взаимосвязь дыхания и движения.

  1. Постановочная и репетиционная работа

Работа над хореографическими композициями. Разучивание новых движений и комбинаций. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Работа над техникой исполнения, выразительностью и эмоциональностью. Подбор музыкального материала.

Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер.

Постановка номеров.

  1. Концертная и фестивально-конкурсная деятельность

Участие в мероприятиях учреждения образования, районных, областных, республиканских и международных конкурсах и фестивалях.

  1. Воспитательная работа и социально значимая деятельность

Знакомство с творчеством других хореографических коллективов. Проведение тематических бесед, творческих вечеров. Итоговое занятие. Открытое занятие. Отчетный концерт. Праздник.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 1-го года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык слаженно двигаться в паре, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

Участники должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь результатов. А результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях и конкурсах.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312)
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.10.2023 № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи»
  4. Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения / сост. О.А. Клецова. – НЦХТДМ, 2009. – 209 с.
  5. Аб’яднанні па інтарэсах: выхаванне сродкамі беларускага фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі, агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Т.М. Крыўко, пад рэд. В.А. Кляцовай, Т.М. Крыўко, І.П. Шаўчэнкі. – Мінск: Пачатковая школа, 2015. – 152 с.
  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская //Пачатковая школа. – 2010. – № 8. – С. 63–66.
свернуть

"Карамельки" (5-7 лет)

Управление по образованию администрации Московского района г. Бреста

Государственное учреждение дошкольного образования

 «Детский сад № 34 г. Бреста»

 

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам «КАРАМЕЛЬКИ»

(художественный профиль, базовый уровень изучения

образовательной области «Хореографическое творчество»)

 

 

 

                                                                                             Разработчик:

                                                                                             Никитина Наталья Васильевна,

                                                                                              музыкальный руководитель

                                                                                              первой квалификационной категории

 

                                                                                              Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                                                                              Срок реализации программы: 1 год

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Еще раз следует упомянуть, что танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у детей дошкольного возраста способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Возможность раннего знакомства детей 5-7 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений способствует формированию у них творчества в танце.

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

  1. личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
  2. преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.
  3. систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
  4. «обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству детей дошкольного возраста, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.

Цель: формирование и развитие личности средствами хореографического искусства; развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса и системы ценностей в обучении современной и народной танцевальной хореографии.

Задачи: обучить базовым хореографическим навыкам, техникам и приемам; развить танцевальные способности; обучить умению выражать эмоционально-зримые образы музыки посредством пластических этюдов, импровизаций, композиций; воспитывать художественный вкус, сценическую культуру, умение работать в коллективе; формировать и развивать личностные морально-волевые качества обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы: отчетное, открытое, итоговое занятия; концерт, конкурс и другие.

Формы занятий: традиционное, интегрированное, комбинированное занятие; игра, репетиция, концерт, спектакль. Формы организации обучения: коллективное занятие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, творческая работа и другое), игровой.

Методы, в основе которых лежит деятельность обучающихся: объяснительно-иллюстративный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация; репродуктивный; частично-поисковый; проектный; проблемное изложение изучаемого материала; исследовательский.

Программа рассчитана на один год обучения, адресуется обучающимся в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю  по 1 часу (2 учебных часа в неделю). Продолжительность одного учебного часа – не более 25 минут. Количество детей в группе – 8-10 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

 

Название разделов, тем

 

 

Количество учебных часов

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

2

1

1

1

Ритмика

15

4

11

2

Танцевальная азбука

11

3

8

3

Партерная гимнастика

6

2

4

4

Классический танец

9

3

6

5

Народный танец

9

3

6

6

Современный танец

9

3

3

7

Постановочная и репетиционная работа

3

1

2

8

Концертная и фестивально-конкурсная деятельность

1

-

1

9

Воспитательная работа и социально значимая деятельность

2

1

1

 

Итоговое занятие

1

-

1

 

Всего

68

21

47

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание образовательной области включает:

- элементарные теоретические знания по музыкальной грамоте;

- сведения об искусстветанца и пластике человеческого тела;

- правила исполнения позиций рук, ног, осанки,грамотности в положении движения корпуса, головы;

- практическую деятельность как сочетание тренировочных упражнений итанцевальных движений классического, народно-сценического, эстрадного танца, импровизации;

- работу над танцевальным репертуаром, который должен содействоватьформированию художественного вкуса и исполнительских навыков, воспитанию чувствапатриотизма, коллективизма, позитивных личностных качеств личности;

- участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Вводное занятие

Организация работы объединения. Проведение организационных собраний,комплектование групп. Режим занятий. Цель и задачи. План работы объединения. Диагностика хореографических способностей. Правила безопасного поведения.

  1. Ритмика

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато–стаккато. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Строение музыкального произведения. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров.

Практика. Упражнения на ориентировку в пространстве. Упражнения на развитие мышечного чувства для кистей рук, для ног.Игры «Ветер», «Деревня», «Ручеек», «Цветочек», «Море волнуется». Музыкально - ритмические упражнения с игровыми элементами: «Улыбка», «Злость», «Удивление», «Испуг», «Плач», «Радость».

  1. Танцевальная азбука

Позиции рук, ног. Понятия: мелодия, поза, движение. Разминка на середине зала. Притопы. Хлопушки.

Практика. Упражнения для развития шеи и плечевого пояса. Упражнения для развития плечевого сустава и рук. Упражнения на развитие поясничного пояса. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.

Изучение различного вида шагов: с носка, маршевый шаг на месте, шаги на полупальцах, легкий бег с поджатыми ногами, прыжки с вытянутыми ногами, прыжки с поджатыми ногами, подскоки на месте и с продвижением. Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: шеренга, колонна, круг, цепочка.

Изучение приемов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые. Изучение приемов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одноплановые.

Изучение приемов построения из многоплановых рисунков и фигур в многоплановые рисунки. Ориентационно-пространственные упражнения: перестроения из горизонтальной шеренги в горизонтальную колонну; из горизонтальной колонны в горизонтальную шеренгу; из круга в «цепочку»; из круга в горизонтальную шеренгу; из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; сужение и расширение круга.Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. Игра на ассоциации.

  1. Партерная гимнастика

Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «День – ночь», «Змейка» «Рыбка», «Группировка», «Карандаш». Упражнения, развивающие подъем стопы. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «Лодочка», «Складочка», «Колечко», «Корзиночка», «Березка», «Мостик». Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «Ступеньки», «Ножницы», «Плуг», «Уголок». Упражнения, развивающие выворотность ног: «Звездочка», «Лягушка». Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага: «Боковая растяжка», «Растяжка с наклоном вперед», «Часы». Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов: «Неваляшка», «Passе́ с разворотом колена».Элементы гимнастики и акробатики.

  1. Классический танец

Знакомство с основами классического танца. Изучение терминологии классического танца, последовательности изучения движений у станка (экзерсис).

Практика. Основные элементы экзерсиса у станка: Pliе́s. Battementstendus. Battements tendus jetе́s. Demi-rond de jambe par terreendehorseten dedans. Battementsfondus. Battements frappе́s. Battements relevе́s lents. Grandsbattementsjetе́ s. (Изучаютсяповсемпозициям (I, II, III, V). Portdebras для рук, головы, корпуса может исполняться на середине зала.Постановка корпуса (в выворотных позициях). Растяжка у станка. Позиции ног (I, II, III, V, VI). Позиции рук (подготовительная, первая, вторая, третья).

Разучивание элементов классического танца на середине зала. Прыжки. Разные этапы прыжка (tempslevе́  sautе́): подготовка к взлету, толчок, взлет.Фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.Комбинирование элементов движений. Дополнительное изучение новых элементов классического танца.

  1. Народный танец

Белорусский танец

Особенности белорусского танца (музыка, хореографический язык, характерисполнения). Основные положения рук и ног народного танца. Простые элементы белорусского танца. Ходы и движения на месте и в продвижении.

Практика. Комбинации на середине зала с элементами белорусских танцев.Синхронность исполнения. Новые движения и композиции народного танца. Элементы игры в хореографических номерах.Повторение и закрепление элементов народных танцев. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад. Развитие выразительности и техники исполнения.

Русский танец

Особенности русского танца (музыка, хореографическая лексика, характерисполнения). Различия в женской и мужской пляске. Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса. Положения рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.

Практика. Ходы. Полная присядка. Вращение. Большие прыжки (для мальчиков). Pasdebasque. Притоп. Припадание (с одним и двумя ударами п/п). «Елочка» и «Змейка». Pasdebourrе́ e (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук). «Веревочка» (на demi- pliе́ и целой стопе). Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук. Дроби.

Прыжки с двух ног (с ударом по подошве; со сгибанием двух ног назад и ударом по голенищам; с согнутыми ногами вперед). «Дорожка» (продвижение в сторону с поочередными ударами п/п сзади и спереди). «Веревочка» (двойная; простая и двойная с переступанием). «Ковырялочка» (с подскоком и без подскока). «Ключ» (дробный простой). «Моталочка». Вращения (дробный ключ в повороте, «молоточки» с поворотом (для девочек), одинарный поворот в прыжке с поджатой ногой сзади и одновременным ударом по голенищу (для мальчиков). Хлопушки (для мальчиков): фиксирующие и скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу, по подошве). Ключ (сложный, хлопушечный). Полная присядка: «ползунок» (открывание ног на ребро каблука).

Цыганский танец

Основной ход вперед. Ход с продвижением назад. Чечетка. Ход с чечеткой. Повороты. Женский боковой ход. Чечетка с откидыванием ноги назад и поворотом. «Голубец» с пристукиванием (два вида). Хлопки (для мальчиков). «Дрожь» плечами (для девочек). Опускание на колени (на одно; на два; с прыжка с поджатыми ногами). Перегибы корпуса (на выпаде в IV позиции; круговое portdebras на одном и двух коленях).

  1. Современный танец

История возникновения современного танца. Стили современного танца. Их отличительные особенности.

Практика. Техника изоляции. Изолированные движения всех частей тела: головы,плеч, рук, корпуса, бедер, ног. Приобретение навыков свободной пластики. Основные шаги. Основные движения корпусом. Прыжки. Движения в современных ритмах. Освоение комбинаций для разогрева мышц тела. Разучивание танцевальных комбинаций, этюдов. Упражнения в продвижении. Построения танцевальных комбинаций на основе элементарных движений. Развитие координации. Комбинации шагов, прыжков, вращения по диагонали и в пространстве. Взаимосвязь дыхания и движения. Танцевальные комбинации в стиле различных направлений современной хореографии.

Техника джаз-модерн танца

Основные понятия джаз-модерн танца и сопутствующие этому направлению техники. Синтез джаза и модерн танца. Изучение основных движений техники джазмодерн. Знакомство с терминологией. Освоение тренажа. Создание комбинаций в стиле джаз-модерн танца. Комбинации в стиле джаз-модерн, сочетающие движения руками, головой, передвижения по схемам, повороты, вращения, наклоны корпусом. Изучение техники «flyinglow» и партерной пластики Основные понятия техники «flyinglow». Комплекс упражнений на полу: сжатие и расслабление, изоляция, спиральность, перетекание, инерционность, падение. Тренаж. Силовые элементы техники «flyinglow». Создание комбинаций. Твисты, спирали в продвижении без использования рук и ног, перекаты на одно и два плеча. Движения на полу, где один центр, активизирует другой, скольжение всем телом по полу, движение, напоминающее ящерицу, змею.

  1. Постановочная и репетиционная работа

Работа над хореографическими композициями. Разучивание новых движений и комбинаций. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Работа над техникой исполнения, выразительностью и эмоциональностью. Подбор музыкального материала. Разработка сюжетной линии танцевального номера. Синхронность переходов из одного рисунка в другой. Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер. Четкое выполнение всех фигур танца. Работа над образом и костюмом для определенного танцевального номера. Постановка номеров.

  1. Концертная и фестивально-конкурсная деятельность

Участие в мероприятиях учреждения образования, районных, областных, республиканских и международных конкурсах и фестивалях.

  1. Воспитательная работа и социально значимая деятельность

Знакомство с творчеством других хореографических коллективов. Проведение тематических бесед, творческих вечеров. Итоговое занятие. Открытое занятие. Отчетный концерт. Праздник.

Итоговое занятие. Открытое занятие. Отчетный концерт. Праздник.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения обучающиеся

Знают:

  • терминологию основных ритмических движений
  • основные позиции рук, ног
  • знают основные жанры хореографического искусства

Умеют:

  • передать особенности музыкального сопровождения по средствам танцевальных движений;
  • быть частью общего танцевального действа;
  • исполнить танцевальный этюд.

Владеют:

  • навыком свободного владения пространством (зала);
  • навыком исполнения танцевальных движений.

Итогом освоения программы являются отчетный концерт, открытое занятие.

Дети должны знать назначение музыкального зала и правила поведения в нем. Уметь ориентироваться в зале, строится в шеренги и колоны, круг. Уметь выполнять ритмические и комплексные упражнения под музыку. Уметь топать и хлопать в такт музыке. Знать определенные упражнения танцевально-ритмической гимнастики. Свободно владеть фигурной маршировкой, ходьба парами, четверками –змейки, волны, гребешок, звездочки. Уметь выполнять элементы классического танца – деми-плие в 1,2,3 позициях, релеве в 1,2,3,5 позициях. Знать положение рук, головы и корпуса в классических и народных танцах. Свободно выполнять следующие танцевальные элементы – па галопа, шаг по марше, па польки, поскоки. Присядки для мальчиков. Вертушки для девочек.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312)
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.10.2023 № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи»
  5. Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения / сост. О.А. Клецова. – НЦХТДМ, 2009. – 209 с.
  6. Аб’яднанні па інтарэсах: выхаваннесродкамібеларускагафальклору: дапаможнік для педагогаўустаноўдадатковайадукацыідзяцей і моладзі, агульнайсярэдняйадукацыі з беларускай і рускаймовамінавучання / Т.М. Крыўко, падрэд.В.А. Кляцовай, Т.М. Крыўко, І.П. Шаўчэнкі. – Мінск: Пачатковаяшкола, 2015. – 152 с.
  7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
  8. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская //Пачатковая школа. – 2010. – № 8. – С. 63–66.
  9. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by
свернуть

"Весёлая мастерская" (4-5 лет)

Управление по образованию администрации Московского района г. Бреста

Государственное учреждение дошкольного образования 

«Детский сад № 34 г. Бреста»

 

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам «ВЕСЁЛАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(технический профиль, базовый уровень изучения

образовательной области «Техническое конструирование»)

 

 

 

                                                                                          Разработчик:

                                                                                          Савчук Валентина Сергеевна,

                                                                                          воспитатель дошкольного образования

                                                                                          второй квалификационной категории  

 

                                                                                           Возраст обучающихся: 4-5 лет

                                                                                           Срок реализации программы: 1 год

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

XXI в. внёс в систему образования детей дошкольного возраста новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности учреждений дошкольного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют развитию детей.

В то же время необходимо искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. В своей профессиональной деятельности необходимо стремиться использовать разнообразные приёмы и методы развития детей, ведь нынешние дети живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования.

Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность детей дошкольного возраста и педагогов по конструированию. Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности обучающегося, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени.

С помощью конструирования дети дошкольного возраста учатся правильно создавать конструкции по схемам, подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели. Это позволяет не только развивать в них навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях. Используя конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального. Творческая, не рутинная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей. Это очень сильный и действенный стимул к занятиям конструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.

Деятельность ребёнка, находящаяся в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.

Срок получения дополнительного образования детей составляет 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному учебному часу. Продолжительность одного учебного часа – 20 минут. Форма обучения – групповые занятия.

В образовательном процессе при реализации содержания программы используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.                                                                                                                               

В процессе практических занятий проводятся физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.

Цель реализации программы – создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений и развитие речемыслительной деятельности на основе конструирования.

Задачи

Обучающие:

  • закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу;
  • обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.);
  • формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать творческие способности и логическое мышление детей;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развивать коммуникативную компетентность на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).

Формами подведения итогов реализации программы могут быть: «летопись» объединения по интересам (видео- и фотоматериалы); открытые занятия; презентации творческих работ обучающихся; заключительные занятия и др.

Реализация программы предполагает использование традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения: групповые и индивидуально-групповые.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время бесед, игр, обсуждения;
  • репродуктивный метод обучения – метод, прикотором применение изученного осуществляется на основе образца или правила;
  • проблемный метод обучения – это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно- познавательных вопросов и задач;
  • эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых задач, для стимулирования используется ТРИЗ, применяются методы: мозговой штурм, проб и ошибок, копирования прототипов, аналогии, объединения и секционирования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов, тем

Количество учебных часов

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

1

1

--

1

Знакомство с видами конструкторов

5

2

3

2

Общие сведения о деталях конструкторов

5

2

3

3

Основные принципы создания конструкций, построек

5

2

3

4

Конструирование по образцу

19

6

13

5

Lego-конструирование

16

5

11

6

Конструирование из бумаги

6

2

4

7

Конструирование по замыслу

10

3

7

 

Итоговое занятие 

1

--

1

 

Всего

68

23

45

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Техническое конструирование – это процесс создания обучающимися предметов, которые они уже видели в реальной жизни или представляют их в своем воображении.

Вводное занятие

Знакомство с планом работы, целями и задачами объединения по интересам. Правила безопасного поведения обучающихся на занятиях. Безопасная эксплуатация различных видов конструкторов.

  1. Знакомство с видами конструкторов

Конструкционные материалы. Знакомство с различными видами конструкторов: кубики, lego-конструктор, болтовые, магнитные, с липучками, из мягких модулей.

Практические задания

Математика в конструировании. Применение практических умений по конструированию. Конструирование из деталей конструкторов, конструирование из крупногабаритных модулей, конструирование динамических моделей из деталей конструктора (для обучающихся дошкольного возраста).

  1. Общие сведения о деталях конструкторов

Названия деталей. Принципы крепления деталей. Поворотные механизмы.

Практические задания

Выполнение сборки некоторых элементов из различных деталей разных конструкторов. Конструирование «Военный самолёт», «Мы в мире конструктора», «Смастерим полочки» и др.

  1. Основные принципы создания конструкций, построек.

Принципы и методы конструирования. Надежность, унификация, технологичность. Метод аналогий, метод объединений, метод модифицирования, метод копирования, метод прототипов, метод оптимального проектирования моделей.

Практические задания

Конструирование «Морские жители» (из магнитного конструктора), «Военная техника» (из деревянного конструктора), «Лесной домик» (из мягких модулей), «Грузовые машины» (их конструктора Lego) и др.

  1. Конструирование по образцу

Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей. Установление пространственного расположения частей постройки. Определение условий, которым должна соответствовать постройка. Анализ условий.

Практические задания

Конструирование «Мельница для фермы», «Игровая площадка», «Автомобиль Скорая помощь», «Дом для трёх поросят», «Автосалон», «Паркинг для машин», «Мост через реку», «Ракета», «Детская площадка». Работа со схемами. Составление описания по картинке. Развитие речи м математических представлений через проведение тематических дидактических игр. Обыгрывание созданных построек. Обыгрывание созданных построек.

  1. Lego-конструирование

История создания и основные характеристики конструктора Lego. Детали Lego. Ознакомление с основными видами крепления. Основные обозначения на схемах и чертежах. Обогащение словарного запаса по лексической теме. Понятие «мост», «арка», «ограждение», «башня» и др. Основные характеристики и разновидности зданий и сооружений. Цвет, размер, материал, форма.

Практические задания

Конструирование «Площадка для собак», «Пароход», «Наш город», «Птичий двор», «Зоопарк», «Домашнее хозяйство», «Железнодорожный вокзал», «Аэропорт» и др. Работа со схемами. Составление описания по картинке. Развитие речи и математических представлений через проведение тематических дидактических игр. Обыгрывание созданных построек.

  1. Конструирование из бумаги

Формирование знаний о приёмах конструирования из бумаги и картона.

Практические задания

Обучение приёмам конструирования из бумаги и картона. Приёмы конструирования: из бумаги, сложенной вдвое, из полос, из квадрата, из прямоугольника. Украшение изделий. Конструирование «Жила-была сказка», «Осенний лес», «Крепость», «Новый год» и др.

  1. Конструирование по замыслу

Обдумывание темы будущей постройки. Описание будущего продукта. Подбор необходимых деталей. Сравнение полученной постройки с задуманной.

Практические задания

Конструирование «Солнечный город», «Новогодние игрушки», «Магниты», Океанариум», «Башенка для принцессы», «В мире фантастики» и др.  Развитие речи и математических представлений через проведение тематических дидактических игр. Обыгрывание созданных построек.

Итоговое занятие

Повторение и закрепление пройденного материала: название деталей конструкторов, способов крепления деталей, конструирование по условиям, образцу, схеме.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

- основы технического конструирования;

- этапы конструирования и изготовления объектов различной сложности.

В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

- применять способы технического конструирования по образцу, схеме, замыслу, теме;

- использовать различные материалы;

- планировать, исследовать, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы;

- публично предъявлять собственные результаты в техническом конструировании.

В результате освоения программы обучающиеся:

  • расширят знания и представления о конструируемых объектах;
  • расширят представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов;
  • сформируют умения анализировать постройки, конструкции;
  • сформируют представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);
  • научатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;
  • усовершенствуют конструктивные навыки (умение комбинировать детали, сочетать по форме, по-разному соединять, накладывать, приставлять);
  • усовершенствуют навыки пространственной ориентации;
  • сформируют эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312)
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.10.2023 № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи»
  4. Астрейко, С.Я. Педагогика технического труда и творчества (культурологический аспект): монография / С.Я. Астрейко. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. – 152 с.
  5. Барта, Ч. 200 моделей для умелых рук / Ч. Барта. – СПб.: Сфинкс, 2012. – 224 с.
  6. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности. Методы и организация: учебник для вузов / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
  7. Пархоменко, В.П. Основы технического      творчества          : учеб. пособие          / В.П. Пархоменко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2000. – 148 с
  8. Шнип, И.А. Первые шаги в техническое творчество / И.А. Шнип. –Минск: НМЦ, 1997. – 128 с.
свернуть

"Юные путешественники" (5-7 лет)

Управление по образованию администрации Московского района г. Бреста

Государственное учреждение дошкольного образования 

«Детский сад № 34 г. Бреста»

 

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам «ЮНЫЕ ПУТУШЕСТВЕННИКИ»

(туристско-краеведческий профиль, базовый уровень

изучения образовательной области «Туризм»)

 

 

 

                                                                                          Разработчик:

                                                                                          Ворошик Алина Васильевна,

                                                                                          руководитель физического воспитания

                                                                                          второй квалификационной категории

 

                                                                                          Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                                                                          Срок реализации программы: 1 год

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Туризм – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребёнка. Он позволяет закреплять двигательные навыки, развивать физические качества, ориентироваться в пространстве, пользоваться картой и компасом, преодолевать естественные препятствия.

Выполнение физических упражнений на свежем воздухе повышает их оздоровительный эффект. Кроме того, туризм способствует развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания, быстроты реакции, выносливости, смелости, уверенности в своих силах, решительности, настойчивости при достижении цели, умений владеть собой, мыслить и принимать самостоятельно решения в условиях физиологических нагрузок, видеть изменения в природе.

С помощью туризма удовлетворяются потребности детей дошкольного возраста в двигательной и познавательной активности. В ходе элементарной туристической деятельности формируются такие понятия, как взаимопонимание, сотрудничество, взаимовыручка, коллективизм, которые в дальнейшем претерпевают качественные изменения и переносятся в дальнейшую взрослую жизнь. Туризм расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь воспитанников. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, воспитанники учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: интеллектуальная, нравственная, трудовая, физическая, эстетическая.

Программа направлена на создание условий для развития у обучающихся общей выносливости, скоростных, скоростносиловых и общих координационных, ориентационных способностей, гибкости, формирование представлений о родном крае, природных явлений, видах туризма, деятельности человека в окружающей природной среде, правилах поведения в природе, умений и навыков, необходимых в пешеходных и лыжных прогулках-походах.

Цели и задачи программы

Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности средствами детского туризма.

Задачи: создать условия для развития у детей общей выносливости, скоростных, скоростносиловых и общих координационных, ориентационных способностей, гибкости; формировать представления о родном крае, правилах поведения в природе, природных явлениях, видах туризма, видах деятельности человека в окружающей природной среде (лесник, турист, грибник, фотограф, рыбак и т.д.); учить ориентироваться на местности, формировать умения и навыки, необходимые в пешеходных и лыжных прогулках-походах.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля знаний обучающихся:

− текущий (наблюдение, анализ, беседа, опрос и т.д.);

− итоговый (открытое, итоговое занятие, конкурсы, викторины, игры, соревнования).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков, т.е. диагностика личного развития учащихся, проходит через наблюдение за работой учащихся на занятиях, конкурсах, соревнованиях, во время игр и викторин. Результаты работы в течение года подводятся на итоговом занятии.

Формы и методы реализации программы

- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

 - метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

 - метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий «Туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы организации обучения: коллективные занятия.

Программа рассчитана на один год обучения, адресуется обучающимся в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю  по 1 часу (2 учебных часа в неделю). Продолжительность одного учебного часа – не более 25 минут. Количество детей в группе – 8-10 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

 

Название раздела

 

Количество учебных часов

всего

часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

1

1

--

1

История и природа родного края

8

3

5

2

Подготовка похода

8

2

6

3

Туристское снаряжение (личное, групповое, специальное)

7

3

4

4

Организация привалов и ночлегов в походе

8

3

5

5

Топографическая подготовка и ориентирование на местности

7

2

5

6

Общая и специальная физическая подготовка туриста

9

3

6

7

Опасности в условиях похода, безопасность туристов

8

3

5

8

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

Транспортировка пострадавшего.

7

2

5

9

Туристская песня

4

2

2

 

Итоговое занятие

1

--

1

Всего

68

24

44

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях. Вступительная беседа о деятельности объединения по интересам. Соблюдение мер безопасности в походе.

  1. История и природа родного края

Климат, растительный и животный мир родного края, особенности рельефаместности, реки, озера, территория, население, транспорт. История родного края, памятные исторические места.

Практика

Определение наиболее интересных мест для проведения походов. Составление маршрутов походов. Памятники истории и культуры, музеи.

  1. Подготовка похода

Определение целей и задач похода. Распределение обязанностей в группе.

Практика

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения по маршруту.

  1. Туристское снаряжение (личное, групповое, специальное)

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в эксплуатации и транспортировке. Подбор снаряжения в зависимости от сложности вида туризма, маршрута, климата района путешествия и продолжительности похода. Виды рюкзаков, палаток, спальников, бивачного снаряжения и др. в зависимости от вида туризма.

Практика

Проверка состояния снаряжения. Рассматривание иллюстраций с изображением снаряжения. Укладка рюкзака.

  1. Организация привалов и ночлегов в походе

Основные требования к месту привала. Планировка лагеря. Работы,выполняемые при организации привала в походе. Типы костров и их назначение.Костровое оборудование. Сушка обуви и одежды. Противопожарные меры. Питание впоходе. Примерный набор продуктов питания для похода.

Практика

Водно-солевой режим в походе. Обеззараживание воды. Беседа об оборудовании кострового места, о способах разведения костра.

  1. Топографическая подготовка и ориентирование на местности

План и карта. Условные топографические знаки. Определение направления и расстояния. Устройство компаса, его использование. Ориентирование на местности. Типы ориентиров.

Практика

Определение точки стояния. Чтение карты и правильное ее ориентирование. Измерение расстояний по местности (шагами, визуально) и на карте. Отработка основных приёмов ориентирования.

  1. Общая и специальная физическая подготовка туриста

Понятие о физической подготовке. Разностороннее развитие физическихспособностей и укрепление здоровья. Воспитание необходимых навыков средствами специальной подготовки: силы, ловкости, гибкости, скорости. Контрольные нормативы по физической подготовке. Самоконтроль туриста.

Практика

Общеразвивающие упражнения. Общая физическая подготовка. Спортивные и подвижные игры. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития скоростных качеств, ловкости, координации движений, гибкости.

  1. Опасности в условиях похода, безопасность туристов

Характеристика опасностей в условиях похода, свойственных для конкретного вида туризма. Опасности на биваке. Опасности, связанные с погодными условиями, ландшафтом местности: туман, гроза, ветер, водные преграды, крутые склоны и др. Средства обеспечения безопасности туристов в походе: обучение индивидуальному и коллективному техническому мастерству, воспитание дисциплины, умения точно иобъективно оценивать сложность препятствий.

Практика

Показ видеофильмов. Разбор аварийных ситуаций.

  1. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Транспортировка пострадавшего.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, досмотр ног и обуви во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Состав походной аптечки. Первая доврачебная помощь потерпевшему. Самоконтроль туриста.

Практика

Транспортировка потерпевшего подручными средствами.

  1. Туристская песня

Разучивание песен. Туристские вечера.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения обучающиеся овладеют знаниями:

- критерии здорового образа жизни;

- название города, области и областного центра;

- достопримечательности: железнодорожный, авто вокзалы, памятники культуры, улицы где живешь, достопримечательности района, микрорайона;

- правила обустройства бивака (находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

- разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

- топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал,колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

- требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе; - особенности растительного и животного мира города; уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

- владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

- правильно выбирать здоровую пищу;

- самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслёте;

- выполнять правила гигиены юного туриста;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

- пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

- выполнять общие правила и обязанности участника похода;

- распределять обязанности в группе (командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение) - проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово. 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312)
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.10.2023 № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи»
  4. Гісторыя Беларусі: курс лекцый: у 2 ч. / П.У. Брыгадзін [і інш.]. – Мінск: РІВШ БДУ, – 656 с.
  5. Ганопольский, В.И. Уроки туризма / В.И. Ганапольский. – Минск: НМЦентр, 1998.
  6. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
  7. Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования обучающихся: учебно- методическое пособие / Ю.С. Константинов – М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2000.
  8. Константинов Ю.С, Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.
  9. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Н.И. Бочарова. – М.: Аркти, 2004.
  10. Варивода В.С. Экологическое воспитание дошкольников/ В.С. Варивода. – Мозырь: Белый ветер, 2002.
  11. Константинов Ю. С. Туристическая игротека. М.: Владос, 2000.
  12. Андрейкин А. П. Программа летнего оздоровительного лагеря «Школа юного туриста-ориентировщика»//Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 93-102.
  13. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристических вожаков. М.: Владос, 1999.
свернуть
поделиться в: